«Впервые в истории» – хорошее начало для этого материала. Впервые за двадцатилетнюю историю крупнейшей, наиболее шумной и значимой игровой выставки на планете – E3, платформе РС было уделено особое внимание в формате специальной пресс-конференции.
Это заслуга в основном PC Gamer – одно из самых популярных игровых изданий, и AMD – одна из ведущих компаний, которой мы обязаны за это запоздалое признание значимости старых добрых персональных компьютеров в качестве игровой платформы.
Год за годом в центре внимания на E3 были консоли, которые, несомненно, составляют значительную часть коммерческого рынка видеоигр и традиционно затмевают платформу PC. Это крайне несправедливая тенденция по ряду причин. Конечно, это не из-за меньшей популярности РС-гейминга – напротив, неизменно на протяжении многих лет компьютеры успешно конкурируют с консолями. Более того, практически все значимые инновации в игровых технологиях начинают свою жизнь именно на платформе ПК и только затем адаптируются для нужд консолей, причем в следующем жизненном цикле Xbox или PlayStation.
Исторически мы неоднократно становились свидетелями того, когда классическую компьютерную конфигурацию, собранную в более компактном корпусе и оснащенную соответствующим логотипом, называли «игровой консолью». Так было с первой Xbox (ни больше, ни меньше, компьютер, рассчитывающий на сочетание процессора Intel Pentium III и графической карты NVIDIA GeForce 3), так есть и с двумя консолями текущего поколения: Xbox One и PlayStation 4, которые используют аппаратные средства от AMD.
Цель этого пространственного введения доказать две вещи: что сегодня ситуация отличается не сильно. В то время как актуальные Xbox One и PlayStation 4 борются за «мифические» 60 кадров в секунду при разрешении 900/1080р, многие PC-геймеры на планете уже являются частью будущего 4K. Не говоря уже о других не менее важных возможностях, о которых владельцы консолей еще могут только мечтать: дисковые системы с молниеносной скоростью, опирающиеся на SSD и NVMe технологии следующего поколения; технологии G-Sync и FreeSync, которые способны обеспечить высочайшее качество игрового опыта и многое другое.
И вопреки всему вышесказанному только сейчас, в середине 2015 года, платформа ПК получила заслуженное внимание и место на Е3. Ну, как говорится – лучше поздно, чем никогда.
Давайте посмотрим, что произошло на первом в своем роде специальном событии Е3 PC.
Не все то золото, что блестит…
Любителям красочных, шумных и кричащих пресс-конференций, которые являются чем-то вроде торговой марки E3, «лекция» AMD, вероятно, показалось немного скучной. И слишком долгой – все это затянулось на два с половиной часа. Анонсов было достаточно, причем не только софтверных (имеются в виду игры), но и аппаратных – в лице новых графических процессоров AMD и нескольких интересных будущих продуктов компании. Бесспорно, целью выступающих была не столько реклама, сколько информационное содействие, так что в этом отношении пресс-конференция была больше похожа на событие класса Intel Developer Forum или Microsoft Build, чем на типичный ивент E3.
Это, с одной стороны, хорошее решение из-за акцента на полезности за счет зрелищности. С другой стороны, такой подход только укрепляет мнение большей части популярных игровых изданий, что платформа ПК является «скучной» и «нишевой», то есть только для «гиков». Разумеется, это не соответствует истине – особенно с учетом нынешнего поколения консолей, которые, я не устаю повторять, по существу, представляют собой AMD-базированные компьютеры с относительно скромной (по сегодняшним меркам) производительностью.
На протяжении многих лет компьютерный гейминг переживал исключительно серьезную революцию, особенно в наиболее критикуемом аспекте: простота использования и доступность. Сегодня, благодаря платформам цифровой дистрибуции, таким как Steam, Origin, UPlay и GOG Galaxy, скачать и установить компьютерную игру проще, чем когда-либо.
В то же время платформа РС часто предлагает более высокий уровень графической детализации, огромные возможности для дополнительной модификации и самое главное – более доступные цены!
И теперь, когда все сказано – несколько слов по существу и о самом событии – что именно показали ребята из AMD и их партнеры?
Железо
Основным акцентом на продолжительной пресс-конференции был анонс графических чипов AMD нового поколения: семейство Radeon R300.
Лидирующий среди них продукт, ранее известный под кодовым названием, официально называется AMD Radeon R9 Fury X.
С чисто технической точки зрения новый лидер семейства Radeon предлагает 1.5-кратное увеличение производительности на ватт потребляемой энергии по сравнению с его предшественником R9 290X. Графический процессор Fury X состоит из почти 9 млрд. транзисторов – значительно больше 6.3 млрд. у 290Х. Кроме того, Fury X имеет 4096 потоковых ядер против 2816 у 290Х.
Ключевая инновация в новом графическом флагмане заключается в типе используемой локальной видеопамяти. Вместо традиционных чипов GDDR5 AMD сделали ставку на новую технологию, известную как High-bandwidth memory (HBM). Она способна предложить примерно в 3.5 раза более высокую пропускную способность памяти по сравнению с GDDR5. В то же время 1 ГБ такой памяти занимает примерно на 95% меньше места на печатной плате видеокарты, чем аналогичное количество памяти типа GDDR5.
AMD немедленно продемонстрировала это преимущество HBM-чипов, показав Radeon R9 Nano: видеокарта с ядром Fiji, предлагающая более высокую производительность, чем R9 290X, но с длиной всего 15 сантиметров. Это довольно впечатляющее достижение, учитывая тот факт, что длина современных графических адаптеров высокого класса часто составляет 30 см и более, в зависимости от реализации.
Другим примером компактной природы и отличной энергоэффективности Fiji был Project Quantum – устройство, которое спокойно можно назвать суперкомпьютером с микроразмерами. Речь идет о полноценном PC с «консольными» размерами, который оснащен двумя ядрами класса Fury со специальным жидкостным охлаждением. По словам AMD, этот компактный зверь способен «тянуть» любую современную компьютерную игру при разрешении 4К и 60 fps.
Кстати, Fury X без каких-либо проблем удалось обеспечить более 45 кадров в секунду в игре Tomb Raider при Ultra-уровне графических настроек и разрешении 5К!
Конечно, это предварительные данные от самой AMD – первые независимые тесты производительности придут на следующей неделе, когда Fury X и остальные представители семейства R300 появятся на рынке.
Игры
Это была самая интересная часть презентации, и хотя прошла она без лишнего шума, фейерверков, знаменитых поп-музыкантов и мощных спортивных автомобилей на сцене, мы услышали очень перспективные заявления о предстоящих проектах для PC.
Square Enix, например, продемонстрировали большую приверженность к платформе ПК в отношении будущих игровых проектов. На самом деле это не удивительно для поклонников японской компании, которая после покупки одной из самых культовых игровых студий в недавнем прошлом – Eidos, работает в этом направлении очень активно. Неслучайно многие авторитетные обозреватели компьютерного железа используют их игры для тестирования производительности компьютерных компонентов. Например, Hitman Absolution, Tomb Raider и Thief часто используются в качестве обязательного атрибута тестовой методологии, так как они являются одними из немногих современных компьютерных игр, располагающих встроенными алгоритмами для измерения производительности оборудования.
Однако скоро, вероятно, многим энтузиастам придется обновить свой «тестовый пакет». Уже этой зимой мир увидит новые дополнения к двум из самых популярных игровых серий от Square Enix: новый Hitman (декабрь 2015) и Deus Ex: Mankind Divided (начало 2016).
Особенно впечатляющей была демонстрация Deus Ex, так как Eidos Montreal показали некоторые из новых возможностей движка Dawn, на котором создается игра.
В конце этого года или может быть в начале следующего мы увидим и новый Tomb Raider (Rise of the Tomb Raider), который, однако, все еще остается с неподтвержденной, но уже распространенной Microsoft Studios датой релиза на ПК.
И говоря о Microsoft – компания тоже имела представителей на пресс-конференции, что вполне ожидаемо, учитывая грядущий официальный запуск Windows 10 и DirectX 12, на которые Microsoft возлагает серьезные надежды.
Лично Фил Спенсер, президент подразделения Xbox, вкратце рассказал о будущих планах компании относительно Windows 10 и Xbox One. В частности, он объявил о немного запоздалом, но приятном подарке Microsoft для PC-геймеров – культовая игра Killer Instinct, одна из самых успешных стартовых заглавий для Xbox One, получит версию для Windows 10.
На ПК мы увидим и Gears of War: Ultimate Edition – ремейк супер успешного экшена от Еpic Games и Клиффа Блежински поддерживает разрешение 4К, управление мышью и клавиатурой.
Кстати, на сцене появился и сам Блежински, который, по-видимому, устав от своего длительного отдыха, объявил, что в ближайшие месяцы планирует вернуться к своей старой любви: создание игр.
Он будет работать над интересным проектом под названием Project BlueStreak. Подробности пока держатся в тайне, но сам Клифф упомянул Counter-Strike: Global Offensive в качестве основного источника вдохновения, так что можно примерно догадаться, о каком типе игры идет речь.
Не следует упускать и два безусловно интересных анонса от Blizzard Entertainment, одной из самых влиятельных компаний на рынке компьютерных игр всех времен. Они представили Heroes of the Storm: Eternal Conflict – расширение для их последнего игрового проекта, оформленного в жанре MOBA. Увидели мы и короткую презентацию StarCraft II: Legacy of the Void – третья и финальная часть культовой стратегии в реальном времени, которая будет завершением ее масштабной истории с повествованием от третей ключевой расы в игре – Протос.
В числе других интересных новинок была Dirty Bomb – проект от ребят из Spash Damage, которые наконец-то взялись за разработку собственного заглавия, вместо того чтобы работать над чьей-то чужой франшизой. Пока игра выглядит в духе Team Fortress – сочетание экшена и свежего юмористического стиля.
Creative Assembly – авторы знаковой стратегической серии Total War, тоже показали немного из своей следующей игры: Total War: Warhammer. Сочетание феноменальных визуальных эффектов, увлекательного геймплея и популярной дарк-фентезийной вселенной Warhammer выглядит, мягко говоря, многообещающе, и нет никаких сомнений, что эта игра будет чувствовать (выглядеть) лучше именно на PC.
В самом конце мероприятия была одна не особенно удивительная, но очень приятная новость: исключительно оригинальный инновационный проект Hello Games: No Man’s Sky официально выйдет на PC.
Игра включает в себя процедурно-генерируемый открытый мир, в котором вы возьмете на себя роль космического путешественника и исследуете целую вселенную – опыт, который гарантированно обращен к каждому фанату Star Trek.